Меры длины и скорости на море. Определение пройденного расстояния |
Длина дуги географической параллели изменяется с изменением широты наблюдателя и не может быть принята за меру длины. В то же время длина дуги в 1' меридиана наблюдателя на поверхности земного шара является величиной постоянной во всех его точках. Поэтому за единицу измерения расстояний на море принимается длина дуги меридиана земного шара в 1'. Такую единицу, равную 1852 м, называют морской милей. Кроме морской мили, а также метра и дециметра, для измерения расстояний на море приняты следующие единицы длины:
Скорость морского судна измеряют узлами, т. е. числом морских миль, которое оно проходит за 1 ч. Так, например, скорость судна в 20 уз соответствует его скорости 20 миль/ч. При плавании по внутренним водным путям часто применяют метрические единицы измерения расстояния и скорости. Перевод морских миль в километры и обратно осуществляется по формулам: ![]() По аналогичным формулам делают перевод узлов в километры в час, в метры в секунду и обратно: ![]() В Мореходных таблицах (далее - МТ) помещают сравнительные таблицы длин и скоростей, облегчающие указанные переводы. Скорость судна и пройденное расстояние определяют в море с помощью специальных приборов, называемых лагами, которые измеряют указанные параметры либо относительно неподвижного грунта (абсолютные лаги), либо относительно подвижной массы воды (относительные лаги). Из относительных лагов в настоящее время на судах применяются индукционные, гидродинамические и радиодоплеровские лаги. Вне зависимости от вида и конструкции лага все они дают показания, отягощенные погрешностью, значительную долю которой составляет ее систематическая инструментальная часть. Величина такой погрешности, взятая с обратным знаком, называется поправкой лага. На практике под поправкой лага подразумевают относительную величину, выраженную в процентах следующим выражением: Где: Δл - поправка лага к пройденному расстоянию, %; S - истинное расстояние, пройденное судном; рол = ол2 - ол1 - разность отсчетов по счетчику пройденного расстояния, соответствующего действительно пройденному расстоянию S. Из формулы выше можно определить истинное расстояние Вместо поправки лага Δл% иногда употребляют коэффициент лага: используя который получают Поправку лага определяют на специально оборудованном водном полигоне, называемом мерной линией, которая представляет собой свободный от навигационных опасностей, защищенный от ветров и волнения водный полигон с достаточной глубиной, предназначенный для скоростных испытаний судов. Такой полигон обязательно оборудуют ведущим и рядом секущих створов, отбивающих на линии ведущего створа точно измеренные расстояния не менее 1 мили каждое. Для исключения возможного (иногда случайного) течения поправку лага определяют дважды - на взаимно противоположных пробегах по линии ведущего створа; тогда среднее арифметическое из двух таких значений поправки лага будет свободно от влияния течения. ![]() Замечено, что поправка лага на одном и том же судне имеет отличные значения при различных скоростях судна. Поэтому на мерной линии определяют поправку минимум для трех скоростей хода - полного, среднего и малого, строят по таким результатам кривую в прямоугольных координатах, с которой в готовом виде получают значение поправки лага для любой скорости судна (интерполированием). |
Добавить комментарий
« Пред. | След. » |
---|