Куда поехать на Lenv arrow Cнаряжение рыболова arrow Конструкции пластмассовых корпусов  
19.10.2018 г.
Снаряжение
Для зимней ловли
Для летней ловли
Одежда и экипировка
Катера, лодки
Транспортировка инвентаря
Палатка
Авто
Собираемся на рыбалку
Куда поехать на Lenv
Календарь рыболова
Погода и приметы
Приманки и прикормки
Cнаряжение рыболова
Снасти и способы ловли
Водоемы - описание, карты
Рыба и раки - что сегодня ловят
Полевая кухня - рецепты
Видео о рыбалке
Подводному охотнику
Словарь терминов
Полезное по теме
Вход на сайт



Конструкции пластмассовых корпусов
Рейтинг у рыболовов: / 0
Лучшая 


С целью удешевления сборки в качестве армирующего материала при массовом выпуске лодок применяются наиболее дешевые стеклохолсты и жгутовые ткани, укладываемые в количестве 25-30% и 45-50% (соответственно) от веса готового стеклопластика. Для обеспечения гладкости поверхности и ограничения фильтрации воды сквозь относительно пористые жгутовые ткани один-два наружных слоя армируются более плотными стеклохолстом или стеклосеткой (тканью).
Минимальная толщина обшивки безнаборных корпусов находится в пределах от 2 мм (1 слой стеклоткани + 1 сл. стеклохолста +1 сл. жгутовой стеклоткани) для самых малых лодок до 4 мм (1 сл. стеклоткани + 5 сл. жгутовой стеклоткани) для лодок длиной около 5 м.

Однослойная конструкция с набором

На более крупных лодках и, естественно, в случае более тяжелых условий эксплуатации приходится не только увеличивать толщину обшивки, но и подкреплять ее набором.
Одновременно и при этом варианте используются различные конструктивные элементы (стенки закрытых банок, переборки, ящики плавучести), разумно размещая которые и используя их в качестве промежуточных опор можно свести к минимуму число и профиль балок собственно набора.
Чистопоперечная система набора чаще встречается на парусных яхтах длиной 7-10 м. Катера обычно набирают по смешанной системе.
Простейшим подкрепляющим ребром является пучок стеклоровницы, приформованный к обшивке, но такое решение допустимо лишь для самых малых корпусов. Чаще всего ставятся ребра П-образного профиля, хотя встречаются и профили треугольного, полукруглого и трапециевидного сечения. Такие ребра формуются на выставленных на готовую, но еще не заполимеризовавшуюся обшивку оформителях - задающих форму поперечного сечения сердечниках из пенопласта, алюминиевой фольги, картона или стеклопластика.

Целесообразно и здесь применять гофрированные конструкции: так, например, продольные реданы на днище быстроходных глиссирующих катеров чаще всего служат одновременно и продольными балками днищевого перекрытия.

Минимальные толщины стеклопластика для наружной обшивки 4 мм, ящиков плавучести - 2 мм. Отметим, что при конструировании водоизмещающих парусных и моторных судов, длиной до 10 м (для открытых водоемов), расчеты местной и общей прочности можно не выполнять. Если принять толщину обшивки по таблице при шпации в пределах 350 - 400 мм или при таком же расстоянии между продольными ребрами, но увеличении шпации до 800 мм.
По правилам Английского Ллойда на судах длиннее 6 м толщина обшивки не должка быть одинакова по длине и ширине корпуса. Например, обшивка 9-метрового водоизмещающего катера должна иметь следующую условную толщину (условная толщина, представленная в виде веса армирующего материала на 1 м2 и равная для днища 3,5 кг/м2, принимается за 100%; шпация 400 мм):
  • - обшивка борта, начиная с ватерлинии на 150 мм выше КВЛ, 95%;
  • - ширстрек (в средней части судна; длина 4,5 м, высота 250 мм) 115%;
  • - горизонтальный киль (ширина 550 мм; по всей длине судна) 150%;
  • - форштевень 120%.
Для определения минимальных размеров элементов набора могут быть рекомендованы принятые Английским Ллойдом соотношения.

Для быстроходных глиссирующих катеров прочные размеры связей набора определяются расчетом.

Двухслойная конструкция

Двухслойная конструкция состоит из наружной и внутренней обшивок-оболочек из стеклопластика, подкрепленных расположенным между ними набором. С точки зрения прочности каждая из оболочек должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к однослойным конструкциям с набором. Вспенивающиеся пенопластовые заполнители, вводимые в полости, заполняют пространство между наружной и внутренней оболочками, но не являются несущими.

Трехслойная конструкция

В отличие от двухслойной конструкции, заполнитель (пенопласт, сотоблоки, бальза и др.) в данном случае является несущим элементом. Важно обеспечить как достаточную прочность самого заполнителя, так и высокую адгезию его к несущим слоям стеклопластика. Следует также учитывать, что со временем прочность трехслойной конструкции в районе привального бруса и других районах приложения сосредоточенных нагрузок обычно нарушается.
Следует уточнить и само понятие "трехслойная конструкция". Этот термин относится лишь к таким конструкциям, в которых толщина заполнителя н е превышает десяти толщин любого из несущих слоев; в противном случае каждый из несущих слоев следует рассматривать как однослойную оболочку, не принимая в расчет прочность заполнителя.
Толщину наружной обшивки можно принимать по таблице.

Выбор того или иного типа конструкции зависит, разумеется, не только от размеров лодки, но и от многих частных условий и возможностей изготовителя. До сих пор и у нас и за рубежом подавляющее большинство малых судов строится однослойными.
Применение трехслойной конструкции обычно не дает заметной экономии ни в весе, ни в стоимости, по сравнению с однослойной, однако следует отметить одну технологическую особенность. Наличие в конструкции сплошного пенопластового слоя дает возможность начать постройку корпуса со сборки этого слоя заполнителя на простейших лекалах, а затем оклеивать жесткую скорлупу сначала наружным, а после снятия с лекал (пуансона) и внутренним несущими слоями стеклопластика. Такой вариант часто применяется при любительской постройке лодок.

Соединение секций

В подавляющем большинстве случаев пластмассовые корпуса выполняются монолитными, и единственным соединением является стык палубы с бортом. Это соединение загружено сдвигающими усилиями, для передачи которых обычно применяются двусторонние приформованные накладки из стеклопластика; толщина каждой из них принимается равной половине толщины стыкуемых секций, ширина - не менее 200 мм.
Три варианта углового соединения "встык".

Такой узел наиболее надежен, но трудоемок и потому на самых малых судах обычно не применяется. Могут быть рекомендованы отличающиеся простотой подгонки соединения с использованием болтов или заклепок.
Другая возможность упрощения сборки заключается в изготовлении обеих соединяемых секций (корпуса и палубы) с вертикальными флагами.
В некоторых случаях, хотя это в принципе и не рекомендуется, корпуса собирают из нескольких секций, как правило, с разъемом в ДП. Есть три типа таких соединений.
Говоря о сборке пластмассовых судов из секций, отметим интересную тенденцию в организации серийного производства сравнительно крупных яхт и катеров. До последнего времени, как и при постройке судов из "традиционных" материалов - дерева или металла, работы по монтажу в корпусе всего внутреннего оборудования выполнялись поэлементно. По очереди подавались, подгонялись и крепились прочные переборки (поперечные и продольные), различные легкие выгородки, фундаменты, шкафы, рундуки, койки; монтировались изоляция, внутренняя декоративная зашивка, пайолы и т. п. Широкое применение стеклопластика и при изготовлении оборудования позволило внедрить новый способ постройки, при котором судно собирается не из двух, как обычно, а из трех отдельно формуемых секций. В секцию корпуса-оболочки грузится объемная секция "внутренней обстройки", включающая большую часть элементов оборудования и отделки, конструктивно объединенных плоскостями зашивки с бортов, поперечными переборками с носа и кормы и настилом (пайолом) со стороны днища. Связав между собой эти две секции, можно закрывать оборудованный корпус третьей секцией-палубой.
Такой вариант обеспечивает некоторое общее уменьшение веса судна (около 500 кг на 15-метровой яхте), а главное - дает возможность резко сократить продолжительность его постройки. Так, цикл постройки серийной яхты "Коламбиа-50" (США) сократился со 180 до 140 дней, общая стоимость работ верфи снизилась на 30%.

Отдельные конструктивные элементы

Необходимо учитывать следующие общие рекомендации.
В местах приложения сосредоточенных нагрузок (под киповыми пленками, у пяртнерса и т. п.) требуется иногда двойное увеличение толщины обшивки за счет укладки дополнительных слоев армирующего материала; обязательно между основными слоями.
Во всех случаях утолщается обшивка на участках перехода от транца к борту и днищу, а также в районе киля и форштевня. Например, у киля парусной яхты слои армирующего материала поочередно переходят с одного борта на другой, благодаря чему толщина обшивки в этом районе удваивается, а кроме того укладываются дополнительные спои.


Транец мотолодки

Толщину транца можно принимать по рекомендациям американской корпорации "ОВС".
В таблице и показана суммарная толщина транца вместе с такой фанерной вставкой. Типичным подкреплением под подвесной мотор является местное утолщение транца с вклеиванием между слоями стеклопластика слоя фанеры.
Жесткость транца повышается приданием ему некоторой выпуклости и установкой кормовой банки, которая, как и днище моторной ниши, играет роль шельфа.
Установка вертикальных книц может быть рекомендована только для катеров, имеющих внутренний киль и стрингера.

Планширь

Это исключительно важный для беспалубного судна конструктивный элемент, обеспечивающий жесткость бортов - препятствующий поперечному перемещению их верхних кромок. Считается, что планширь должен выдерживать двойной вес лодки, поставленной на борт; такая прочность необходима, например, при столкновениях. В простейшем случае планширь формуется заодно с обшивкой в виде фланца, отогнутого внутрь или, что лучше, наружу корпуса.

Конструкции более сложных изготовляемых заранее и присоединяемых к корпусу планширей разнообразны: это могут быть деревянные планки, алюминиевые и пластмассовые профили или даже отдельно отформованные плоскостные секции из стеклопластика. В последнем случае планширь часто объединяют с банками в одну "палубную" секцию, соединяемую с корпусом на клею, болтах, заклепках и т. п.

Установка швертового колодца

Отметим, что с особой тщательностью следует выполнять присоединение швертового колодца к корпусу швертбота. Рекомендуется предварительно изготовленный узел колодца устанавливать на место во время формования обшивки, заформовывая фланцем внутрь нее.

Переборки

В принципе на судах длиной меньше 15 м необходимость установки переборок никакими правилами не оговаривается, однако их обычно приходится устанавливать для обеспечения поперечной прочности корпуса и непотопляемости судна. Переборки обычно вырезают из фанеры толщиной 6-10 мм для малых яхт и катеров и 12-18 мм для крупных крейсерских яхт, а затем оклеивают стеклопластиком. Бывают переборки и трехслойной конструкции (стеклопластик и пенопласт внутри) и т. д.
Крепление переборки к обшивке в большинстве случаев выполняется приформовкой "мокрыми угольниками". Часто бывает достаточно угольника из двух-трех слоев стеклоткани с расположением основы вдоль контура переборки. Верхняя полоса всегда должна быть несколько шире нижней; "угольники" ставятся обязательно с обеих сторон переборки. Таким же образом соединяются и все другие взаимно-перпендикулярные конструктивные элементы. Толщина "полки угольника" обычно равна половине толщины присоединяемой к обшивке конструкции, а ширина "полки" равна 7- 8 ее толщинам.

Элементы, воспринимающие сосредоточенные нагрузки

В корпусе любого малого судна имеются конструктивные элементы, не участвующие в обеспечении общей прочности, но играющие не менее важную роль, К числу их относятся, например, машинные фундаменты. Для установки двигателей небольшой мощности иногда бывает достаточно простого усиления существующих стрингеров. В, тех случаях, когда необходимы специальные фундаментные балки коробчатого или Г-образного сечения, их надо протягивать от переборки до переборки (или от рамного шпангоута до рамного шпангоута) и обязательно скреплять с ними.
На яхтах особо ответственными узлами, передающими сосредоточенные усилия, являются крепления фальшкиля (или плавника с фальшкилем) и мачты. Конструкция. вант-путенсов также должна предусматривать разнесение тяги от вант на возможно большую площадь обшивки.
Шесть вариантов этого узла.

Степс, на небольших яхтах, нет необходимости выполнять в виде солидного бруса, как это делается на многих деревянных судах; достаточно использовать легкую предварительно отформованную конструкцию.

Правильный подход к конструированию основных узлов можно проиллюстрировать эскизами корпуса с трехслойной обшивкой построенной в ГДР 10-метровой крейсерской яхты с обводами, шарпи. Минимальная толщина несущих слоев стеклопластика (с армированием стеклотканью) 2,5 мм, заполнителя - 20 мм.

На рисунке показано оформление скулы с использованием заформованного в самый угол дополнительного стеклопластикового треугольного профиля; в целом узел получается очень жестким и представляет собой как бы продольную балку набора. Такие же решения применены и в остальных продольных соединениях, например в соединении палубы с бортом.
Поперечный набор в чистом виде отсутствует.
Вес киля при помощи установленных изнутри корпуса дополнительных стрингеров - швеллеров, перевязанных стальными же поперечинами, и пластины, приваренной к плавнику, распределен на большую площадь днища. Такими же наложенными на обшивку швеллерами разносятся на днище и нагрузки от шпора мачты.

Рассмотренные узлы вполне применимы и при индивидуальной постройке небольшой яхты или катера.

Болтовые соединения

К болтовым соединениям конструкций из стеклопластика предъявляются следующие требования:
  • диаметр болта d обычно должен быть равен толщине соединяемого материала (не менее);
  • расстояние болта от края связи не должно быть менее 3 d;
  • расстояние между болтами (шаг) не должно быть менее 4 d;
  • под гайку и головку болта подкладывается шайба диаметром не менее 2,5 d.
 
« Пред.   След. »
Стой, кто идёт!
Рыболовы на рыбалку:
2 начинающих
Отвечайте на вопрос!
"Электроудочка" ваше отношение?

Поймал и отпустил - правильно?

Популярное сегодня

Информер на сайт