Куда поехать на Lenv arrow Cнаряжение рыболова arrow Чертежи для лодки Кайман  
24.04.2018 г.
Снаряжение
Для зимней ловли
Для летней ловли
Одежда и экипировка
Катера, лодки
Транспортировка инвентаря
Палатка
Авто
Собираемся на рыбалку
Куда поехать на Lenv
Календарь рыболова
Погода и приметы
Приманки и прикормки
Cнаряжение рыболова
Снасти и способы ловли
Водоемы - описание, карты
Рыба и раки - что сегодня ловят
Полевая кухня - рецепты
Видео о рыбалке
Подводному охотнику
Словарь терминов
Полезное по теме
Вход на сайт



Чертежи для лодки Кайман
Рейтинг у рыболовов: / 1
Лучшая 
Основные данные лодки
  • Длина наибольшая, м - 3,60
  • Ширина наибольшая, м - 1,40
  • Ширина по скуле на транце, м - 1,22
  • Высота борта на миделе, м - 0,60
  • Вес корпуса, кг - около 95



Лодке из данной серии конструкторы придали обводы современной тримаранной модификации "морских саней", иногда называемой "кафедрал". От лодок подобных же размерений, но с традиционными обводами, "Кайман" отличается в первую очередь повышенной остойчивостью, более мягким ходом на небольшой (0,2-0,3 м) волне и отсутствием забрызгивания при большем волнении. Это позволяет, несмотря на малые размеры лодки - длина всего 3,6 м, безопасно эксплуатировать ее на средних водохранилищах с мотором мощностью до 20 л. с. и нагрузкой в четыре человека.
"Кайман" - не туристская лодка для дальних походов. Больше всего она подходит для выездов на рыбалку за 100-150 км, для прогулок, занятий подводным спортом. Остойчивость лодки достаточна для того, чтобы выбираться в нее из воды прямо через борт, а не с транца, как это приходится делать на обычных лодках.
Управление легким "Кайманом" напоминает езду на мотороллере. Это сходство усиливается и расположением места водителя с почти горизонтальным штурвалом прямо по ДП лодки. Размещение поста управления в кормовой части корпуса имеет некоторые преимущества.
Прежде всего - достигается оптимальная центровка, особенно при полной нагрузке лодки. Водитель находится близко от мотора, что имеет важное значение при выходах в одиночку. В случае необходимости всегда можно быстро перейти на управление при помощи румпеля. В носовой половине лодки устроен просторный, удобный для рыбалки кокпит. На "Каймане" можно поставить любой подвесной мотор мощностью 10 - 20 л. с. Двигатель мощностью 30 л.с. все же тяжеловат для него, хотя и позволяют достичь скорости свыше 40 км/час. Максимальная скорость с двигателем 20 л.с. составит около 35 км/час, с нагрузкой четыре человека - 20 км/час. Как видно, ходовые качества примерно такие же, как у аналогичных лодок традиционных обводов; выигрыш в скорости невелик и может быть вообще сведен на нет из-за перетяжеления корпуса, плохого качества отделки наружной обшивки, неполной отдачи мощности мотора и т. п. Неплохие результаты могут быть получены при установке 8-10 сильного двигателя.
Естественно, можно применить и традиционную схему компоновки - с размещением водителя в носовой части кокпита и палубой от носа до шп. 2. В этом случае лодка при нагрузке три - четыре человека будет иметь увеличенный ходовой дифферент (так как вес людей сдвинут в корму) и, следовательно, меньшую скорость.
Несколько упрощенные обводы корпуса рассчитаны на применение фанеры. Рабочий участок днища (у транца) по характеру очертаний шпангоутов близок к обычным изогнуто-килеватым обводам, но, для упрощения работ прилегающие к бортам участки днища - от верха туннеля до киля спонсона - по всей длине лодки выполняются из отдельных полос фанеры. При ходе по тихой воде спонсоны носовой части корпуса не работают, так как располагаются над водой. А для того чтобы уменьшить смоченную поверхность днища и предотвратить замывание внутренних поверхностей (тоннеля) волной и брызгами от среднего корпуса, близ форштевня предусмотрен короткий брызгоотбойник (по одному на борт).
Спонсоны начинают работать на волнении или при крене лодки. Когда нос лодки входит в волну, поднимающаяся вверх пелена брызг гасится в тоннеле и ее энергия преобразуется в гидродинамическую силу, приподнимающую нос судна и помогающую взойти на волну. Наружу из-под спонсонов выбрасывается только небольшая часть брызг, во много раз меньшая, чем у корпуса традиционных обводов.
При крене на входящем в воду спонсоне создается сила плавучести, эффективно препятствующая дальнейшему увеличению угла наклона, поэтому на "Каймане" можно безопасно выполнять повороты даже на полной скорости.

Таблица плазовых ординат
Лодка Кайман - таблица плазовых ординат

Конструкция корпуса рассчитана на применение водостойких материалов - фанеры и клеев. В крайнем случае, при условии оклейки готового, корпуса тканью и преимущественном хранении лодки на берегу можно применить казеиновый клей или клей К-17.
Наиболее ответственными клееными деталями являются штевни - два форштевня спонсонов и форштевень среднего корпуса. Чтобы обеспечить точность воспроизведения запроектированных обводов корпуса в носу, форштевни нужно выклеивать по шаблонам, изготовленным по теоретическому чертежу. Если есть толстая (10-16 мм) водостойкая фанера, штевни можно выпилить из нее, а обшивку крепить к накладным сосновым щекам.
Для упрощения технологии все шпангоуты собираются без книц, с использованием перекроя деталей широкими топтимберсами и флорами. Для уменьшения веса в топтимберсах можно выпилить часть материала, как это например показано пунктиром на шп. 4. Детали шпангоутов соединяются на клею и медных гвоздях-заклепках 03-4 мм. Для крепления палубы и днищ спонсонов к топтимберсам приклепываются бруски 38.

Теоретический чертеж

"а" - линия притыкания кромки днищевой обшивки к нижней поверхности брештука;
"Бр" - носовой брызгоотбойник
Высота киля в ДП из шп. 1-75 мм
Лодка Кайман - теоретический чертеж
Лодка Кайман - теоретический чертеж

Конструктивные чертежи лодки - продольный разрез, план и сечения по шпангоутам.

продольный разрез
план и сечения по шпангоутам

1 - форштевень (в ДШ среднего корпуса; 40х50, склеен из пяти реек; 2 - брештук 35х200; 3 - средний киль (в ДП), 22х60; 4 - продольный комингс кокпита; 8х50, дуб млн ясень; 5- подлегарс 20х30; 6 - ветровое стекло; 7 - рулевая колонка, фанера 3-4 мм; 8 - штурвал; 9 - сиденье водителя; 10 - продольные стенки коробки сиденья, фанера 4 мм: 11 - подмоторная ниша, фанера 4 мм; 12 - ручка для переноски; 13 - рейка обвязки, 20х25; 14 - бимс 20х35; 15 - сухарь в закруглениях углов комингса, дуб пли ясень; 16 - палуба, фанера 4 мм; 17 - сиденье, фанера 4 мм; 18 - карленгс 25х30; 19 - привальный брус, 25х30; 20 - карленгс в ДП, 15х60; 21 - поперечные комингсы кокпита, 8х50; 22 - бимс 20х35; 23 - носовая утка; 24 - обшивка днища, фанера 5 мм; 25 - форштевень спонсона; 25х50, склеить из пяти реек; 26 - бортовая обшивка, фанера 4 мм; 27 - рейка 18х25; 28 - флортимберс 18х45; 29 - стрингер туннеля, 18х40; 30 - клиновая рейка; 31 - переборка, фанера 3-4 мм; 32 - поперечная опора банки, 18х25; 33 - флор, 18 мм; 34 - днищевой стрингер, 18х25; 35 - фальшкиль (на штевне - водорез), дуб; 36 - угольник крепления киля к флору; 32х32х3, L= 40; 37 - флортимберс 18х45; 38 - рейка 18х25; 39 - топтимберс толщиной 15 мм; 40 - буртик; 20х25, дуб или ясень; 41 - щиток для крепления штурвала, фанера 5 мм; 42 - поперечная опора банки, 18х25; 43 - киль спонсона, 20х40; 44 - защитные Полоски, стеклоткань на смоле или алюминий; 45 - брусок пайола, 18х25; 46 - обделка сиденья водителя, 8х50; 47 - отделочная планка; 8х35; дуб или ясень; 48 - подмоторная доска, 28х145; 49 - транец, бакфанера 6 = 7; 50 - полубимс 18х45; 51 - рейка 20х30 для крепления обшивки к дет. 2; 52 - планка 8х40; дуб, ясень; 53 - пайол, фанера 5 мм или решетка из реек 8х60; 54 - опора пайола.

Узлы:
  • А- крепление обшивки к брештуку;
  • Б - сечение форштевня;
  • В - носовое окончание киля спонсона.
Весь набор изготовляется из сосны, кроме случаев, указанных особо.

При изготовлении шп. 1 нужно предусмотреть выпуклость на днищевой ветви (флортимберсе) со стрелкой около 10 мм, расположенной посередине расстояния между ДП и линией тоннеля. При установке обшивки эта выпуклость подгоняется точно по изгибу фанеры.
Шпангоутные рамки подготавливаются для сборки корпуса в положении вверх килем. Транец проще всего вырезать из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм, но можно сделать его и из двух листов 4-миллиметровой фанеры, уложенных один на другой. Киль крепится к флорам через коротыши-угольники из легкого сплава (или стальные) болтами М5.
Сборка корпуса ведется обычным порядком; добавляется только установка стрингера тоннеля 29 и широкого носового брештука 2. При монтаже продольного набора днища сначала врезают заподлицо во флортим-берсы упомянутые стрингеры 29, а затем накладывают на них клиновые рейки 30, прострагивая их поверхность под обшивку вровень с нижней кромкой топтимберсов. Клиновую рейку удобно подгонять короткими кусками, приклеивая их и дополнительно закрепляя гвоздями к стрингерам.
Днищевая обшивка крепится к среднему килю, килям спонсонов, клиновым рейкам 30 и шпангоутам на клею и шурупами 4х25; днище к стрингерам и борта к килям спонсонов и привальным брусьям - на клею и гвоздях-заклепках (или гвоздях взагиб) 02,5-3 мм. Шаг крепежа в подводной части нужно выдержать в пределах 50-75 мм.
Брештук собирают из двух частей, стыкуя их в ДП на фанерной подкладке (на клею); сверху такой накладкой служит лист палубы. В брештук врезают штевни и привальные брусья, а к нижней его поверхности привинчивают шурупами мал-кованные бруски 51 для крепления носовой кромки днищевой обшивки. Эти кромки подходят к брештуку по ломаной (в плане) линии, обозначенной на полушироте теоретического чертежа буквой "а".
Корпус обшивается в такой последовательности. Устанавливают сначала борта, затем днище от среднего киля до стрингеров тоннелей и, наконец, узкие поясья днищ спонсонов. Все открытые торцы фанеры необходимо защитить: по среднему килю -- фальшкилем, по борту у палубы - буртиками, по килям спонсонов - тонкой металлической лентой (обязательно на густотертой краске) или полосками стеклоткани на эпоксидном компаунде.
Боковые стенки сиденья водителя служат в корпусе "Каймана" важными конструктивными элементами, раскрепляющими транец и предотвращающими его вибрацию при работе мотора. Поэтому, если будет применена другая планировка кокпита, следует поставить солидную транцевую кницу, опирающуюся на средний киль. Пространство под сиденьем используется для размещения топливного бачка и инструмента. Дополнительные канистры с горючим можно закрепить в кокпите по бортам - сбоку от сиденья водителя.
Отметим, что само сиденье водителя нужно поднять на 50-70 мм выше уровня поперечных банок; это важно для улучшения обзора.
Место водителя защищается легким ветровым стеклом, также по типу мотоциклетного. Для южных районов рекомендуется применять желтое или светло-зеленое оргстекло, которое значительно облегчит управление лодкой при ходе против солнца, особенно в вечерние часы. Разумеется, можно поставить и тент, выбрав его размеры и конструкцию по вкусу. В форпике, отделенном от кокпита переборкой, оборудуется небольшой сухой багажник. Здесь нижнюю часть желательно выложить пенопластом, благодаря чему получится ровное дно багажника, а объем пенопласта будет обеспечивать непотопляемость лодки в аварийных случаях. Всего в корпусе нужно закрепить около 150 куб. дециметров пенопласта; из них большую часть нужно разместить по бортам в корме лодки. Пенопласт надо, брать самый легкий (независимо от прочности), с закрытыми порами.
 
« Пред.   След. »
Стой, кто идёт!
Рыболовы на рыбалку:
1 начинающий
Отвечайте на вопрос!
"Электроудочка" ваше отношение?

Поймал и отпустил - правильно?

Популярное сегодня

Информер на сайт