Куда поехать на Lenv arrow Советы водомоторникам arrow Система пожаротушения на малых катерах  
18.11.2018 г.
Катера, лодки
Резиновая лодка
Пластиковые и алюминиевые
Деревянная, корпусная, мини
Оборудование лодки
Лодочный якорь
Советы водомоторникам
Чертежи лодок
Оборудование стоянок
Плавучий гараж-эллинг
Снаряжение
Для зимней ловли
Для летней ловли
Одежда и экипировка
Катера, лодки
Транспортировка инвентаря
Палатка
Авто
Собираемся на рыбалку
Куда поехать на Lenv
Календарь рыболова
Погода и приметы
Приманки и прикормки
Cнаряжение рыболова
Снасти и способы ловли
Водоемы - описание, карты
Рыба и раки - что сегодня ловят
Полевая кухня - рецепты
Видео о рыбалке
Подводному охотнику
Словарь терминов
Полезное по теме
Вход на сайт



Система пожаротушения на малых катерах
Рейтинг у рыболовов: / 0
Лучшая 

Стационарные системы пожаротушения

Тушение пожара, возникшего в тесном моторном отсеке, человеком при помощи ручного огнетушителя является весьма опасным и трудным делом уже по одной той причине, что как только будут открыты люки или двери, ведущие в отсек, увеличится доступ кислорода, а это будет способствовать распространению огня. Ручной огнетушитель достаточной емкости имеет большой вес и связывает действия, так как оказываются занятыми обе руки.
При тушении пожара в замкнутом отсеке наилучшие результаты достигаются при работе установленной в отсеке стационарной противопожарной системы.
Наиболее распространенными и эффективными являются системы, в которых используется двуокись углерода или галон.
Галон представляет собой жидкость или сжиженный газ - в зависимости от химического состава. Чаще всего он встречается в виде органического соединения брома, фтора, хлора и йода. Так, галон 1211 представляет собой соединение дифтора, хлора, брома и метана (ВСТ), а галон 1301 - соединение трифтора, брома и метана (ВТМ).
Противопожарное действие галона основано на его свойстве замедлять реакцию горения уже на ранней стадии - даже только при 4-7% его содержания.
Получившие сейчас распространение в системах огнетушения талоны 12111 и 1301 относительно безопасны, однако образуемые при их использовании при температуре 480-490oС продукты распада (бром и фтористый водород) необходимо интенсивно удалять из помещения. Проветривание важно также и с той точки зрения того, что длительное воздействие галона на стеклопластик может оказать отрицательное влияние на прочность материала.
При монтаже системы баллон с противопожарным веществом устанавливается в вертикальном положении в рулевой рубке или в другом хорошо доступном месте. Галон по герметичным трубкам системы подается в пожароопасные отсеки (например, в моторный отсек и к топливному баку).
Возможно ручное или автоматическое включение установки.
Автоматическое включение осуществляется при помощи импульсов тепловых датчиков, работающих от электробатареи. Импульсы передаются в аварийно-сигнальный центр, который выдает звуковые и световые сигналы пожарной тревоги, выключает двигатель и вентилятор, открывает при помощи зарядного устройства клапан баллона, после чего галон через распределительную систему поступает в тот отсек, где температура достигла опасного предела.
При использовании более проетой системы установка приводится в действие вручную - нажатием кнопки ударника. Эффективность такой системы огнетушения значительно ниже, так как потери времени на приведение ее в действие могут оказаться большими. Галоновый огнетушитель с ручным включением устанавливается в лодке в таком месте, где его легко можно было бы привести в действие немедленно по получении сигнала тревоги. Галон подается в моторный отсек по медной трубке.
Высокие расходы, связанные с оборудованием катера системой противопожарной безопасности, окупятся с лихвой, как только пожар окажется потушенным еще на первоначальной стадии. Пусть даже не случится никакого возгорания: издержки в течение нескольких лет возместятся благодаря 10%-ному снижению страховых взносов, утвержденному страховыми обществами для катеров с такими системами. При всех обстоятельствах - это выгодный способ обеспечения безопасности!

Автоматически срабатывающие огнетушители

Простейший вариант автоматической системы - установленный в моторном отсеке и приводимый в действие при помощи плавких предохранителей галоновый огнетушитель. Применяемые огнетушители срабатывают, когда температура в отсеке повышается примерно на 30oС по сравнению с нормальной. (Плавкие предохранители выпускаются в нескольких вариантах - для использования при различных температурных режимах.)
Подобные автоматические огнетушители, однако, уже не отвечают современным требованиям. Одним из их недостатков является то, что рабочая смесь постепенно вытекает из огнетушителя через плавкий предохранитель из-за вибрации, которая неизбежно имеет место на катерах. Кроме того, плавкий предохранитель относительно медленно реагирует на повышение температуры, система срабатывает с некоторым запаздыванием. С другой стороны, когда на огнетушителях устанавливают более чувствительные предохранители, заметно возрастает вероятность случайного срабатывания системы. На огнетушителях такого типа ручной спусковой рычаг для ввода их в действие обычно отсутствует.
В продаже в свое время имелись также стеклянные колбы с жидким талоном, предназначенные для установки непосредственно в моторном отсеке. Они разбивались ударником при повышении температуры в отсеке и заливали его жидким талоном. Огнетушители такого типа не получили широкого распространения ввиду того, что в них использовалось довольно опасное галоновое соединение.

Ручные огнетушители

Хотя стационарные системы автоматического действия в принципе гарантируют противопожарную безопасность лучше, чем ручной огнетушитель, но они обеспечивают в основном защиту лишь определенных объектов (отсеков). Пожар, возникший, например, на месте расположения штурманского стола или в форпике, нельзя будет тушить стационарной системой, надежно защищающей моторный отсек.
Ручной огнетушитель можно использовать в любом отсеке лодки, а в случае надобности - и на соседней лодке или на берегу. Поэтому ручные огнетушители необходимы на всех судах, в том числе - и оборудованных стационарными системами.
Ручной огнетушитель, заполненный двуокисью углерода, считается недостаточно эффективным; кроме того, на воде газ быстро разносится ветром. Эффективность галоновых огнетушителей несколько выше, но и они уступают огнетушителям порошковым. Уместно заметить то обстоятельство, что порошковый огнетушитель пачкает защищаемую поверхность, вряд ли можно считать его серьезным минусом, ибо главная цель - потушить пожар!
Таким образом, порошковый огнетушитель незаменим и обязателен для использования на лодках в тех случаях, когда можно ограничиться одним огнетушителем. На втором месте - галоновые огнетушители весом 6-7 кг.
В Финляндии огнетушители выпускаются трех типов. Огнетушители группы "А" предназначены для тушения пластмассовых, деревянных и текстильных изделий, а группы "В" - для тушения загоревшихся жидких веществ. Для условий малого судна будет наиболее практичным порошковый огнетушитель группы "АВС", который одинаково успешно заменяет огнетушители обеих ранее названных групп. По эффективности огнетушители разбиты на три класса. Так, огнетушитель I класса способен быстро потушить пожар, возникающий при возгорании бензина в резервуаре площадью 0,6 м2, огнетушитель II класса - 80 л пылающего бензина, а III класса - вплоть до 200 л бензина, горящего в открытом резервуаре площадью 4 м2.
Если порошковый огнетушитель при весе 2 кг едва обеспечивает эффективность II класса, а при весе 6 кг - не достигает эффективности III класса, то при весе 12 кг он превосходит все предъявляемые классификацией требования.
В соответствии с действующим в Финляндии постановлением об эксплуатации лодок огнетушитель должен быть на всех каютных судах с подвесным мотором мощностью свыше 20 л. с. или со стационарным двигателем свыше 50 л. с. Практически же, для обеспечения безопасности огнетушитель должен иметься на каждой моторной лодке.
Союз яхтсменов Финляндии требует наличия на судах классов "А1" и "А2" двух химических огнетушителей эффективностью не ниже огнетушителей "ВII", а на судах класса "В2" - одного огнетушителя "ВII".
Инструкции по проверке оборудования моторных лодок предусматривают вычисление так называемого коэффициента эффективности огнетушителя, в соответствии с которым определяется точно класс нужного огнетушителя (BI, ВII или ВIII).
При приобретении огнетушителя необходимо проверить наличие на нем соответствующих отметок, а в дальнейшем раз в год проверять огнетушитель. Если отметок о проверке нет, инспектор вправе запретить использование огнетушителя на катере.
 
« Пред.   След. »
Стой, кто идёт!
Рыболовы на рыбалку:
3 начинающих
Отвечайте на вопрос!
"Электроудочка" ваше отношение?

Поймал и отпустил - правильно?

Популярное сегодня

Информер на сайт