Осмотр начните с форштевня: он чаще всего подвергается ударам, на нем обычно бывают задиры, трещины, отслоения. Случается, что торцы досок обшивки недостаточно плотно подогнаны в шпунте форштевня и в этих неплотностях образуется гниль от попадания влаги. Почерневшие места древесины попробуйте проткнуть ножом. Если лезвие без особых усилий проникает в древесину, значит этот участок гнилой. Клеевой шов проверяйте щупом: в плотно склеенный паз щуп не пройдет.
Просмотрите прилегающие к килю участки набора - врезку шпангоутов, флоры и их крепления. Накопившаяся здесь вода способствует интенсивному гниению древесины и коррозии крепежа. В районе шпунтового пояса возможно растрескивание шпангоутов, обрыв заклепок, крепящих обшивку и металлические флоры.
У фанерной обшивки дефекты нужно искать в первую очередь по плохо защищенным торцам листов - по скуле, у палубы и у транца. Фанера при недостаточной влагостойкости начинает расслаиваться и гнить от торцов. Внимания требуют и потертые (с царапинами) места на днище.
Осматривая обшивку (она должна быть очищена от старой краски), проверьте ножом почерневшие и посиневшие участки досок (реек), а если встретится покоробленный пояс, проверьте его крепление к набору. Деформация пояса может свидетельствовать о загнивании древесины шпангоута, которая перестала держать шуруп. Возможен и другой вариант: при постройке применили пересушенные доски или ошибочно положили доски заболонной частью наружу. Иногда пояс выпучивается из-за слишком плотной конопатки пазов (об этом свидетельствует выдавившаяся шпаклевка).
Особое внимание нужно обратить на концы досок обшивки не только у форштевня, но и у торца, на стыковых планках, на состояние шпунтового пояса обшивки и район ватерлинии.
Шпунтовый пояс на яхте из-за тяжелого фальшкиля подвергается особенно сильным нагрузкам при крене и и посадке на мель. В нем возможны трещины; кроме того, может разойтись паз между шпунтовым и следующим поясом. Надо проверить особо и место стыка металлического фальшкиля с деревом. От проникновения воды древесина киля и дейдвуда начинает гнить по шву. Попробуйте подвернуть гайки килевых болтов. Если они поддаются вашим усилиям, заверните их до отказа.
Размочаленные, содранные участки обшивки борта осторожно вырубите стамеской до неповрежденных волокон и определите глубину повреждения.
Осматривая верхние поясья обшивки, задержитесь в районе крепления вант-путенсов. Здесь обшивка может оказаться растянутой, несмотря на усиленные шпангоуты, что легко установить по щелям между поясьями. Легкими ударами молотка проверьте, не ослаблены ли болты, крепящие вант-путенсы.
Внимательно просмотрите паз между верхним поясом обшивки и настилом палубы (буртик надо снять). Эта часть конструкции испытывает наибольшую нагрузку на волне и, периодически намокая, быстро изнашивается.
Настил палубы, не имеющий видимых повреждений (короблений, выбоин и т. п.), проверьте на герметичность водой и отметьте места протечек мелом. Чаще всего настил изнашивается и начинает гнить в местах крепления уток, битенгов, кнехтов, релингов, леерных стоек, стандерса мачты, т. е. всюду, где металл соприкасается с деревом.
Лучше снять буртики и штапики по комингсам рубки и люков, проверить и уплотнить эти места шпаклевкой, густотертой краской или эпоксидным компаундом. Подгнившую древесину нужно удалить.